Я - учитель
Что значит слово Учитель?
Наставник, мудрец, человек?
Значенье какое важнее,
Спорьте хоть целый век.
Думаю, просто профессией
Назвать учителя мало:
Выбрать своё призвание
Судьба ему указала.
Есть на свете профессии, главная цель которых – помогать людям: врач, психолог, социальный работник, юрист и, конечно, учитель. Так уж случилось, что именно из них я выбирала вид деятельности для себя. Почему я остановилась именно на профессии учителя, объяснить непросто. Наверное, с детства, с самого первого класса не было для меня звания более высокого, достойного и уважаемого. Учителя, окружавшие меня, были интересными и увлеченными людьми и открывали нам, девчонкам и мальчишкам, новые, неизведанные миры: мир клеток и молекул, мир цифр и художественных произведений, мир общественных законов и человеческих отношений. Это люди, которые, сами того не зная, определили мой выбор.
И вот я студентка педагогического колледжа, которой пока сложно даже представить, что ждет её впереди, но которая уже сделала свой первый шаг на пути к высокому званию Учитель. Как ни трудно было написать первый конспект, справиться с волнением, отправляясь на первый урок, а потом и на преддипломную практику в далекую деревенскую школу, я справилась с этим. Желание стать учителем не исчезло, а стало прочнее и осознаннее. Появилось понимание того, что деятельность учителя – это не работа, с которой можно уйти домой вечером и вернуться утром, это труд, ежедневный труд над собой.
Экзамены, выпускной, получение диплома… Конечно, начинать свой педагогический путь всегда сложно. Все новое, пока неизвестное: новый статус, новые обязанности, новый коллектив, дети, с которыми ещё предстоит познакомиться. А ещё это длинные вечера, а то и ночи за конспектами и тетрадями, это первые маленькие педагогические победы: Он понял! Он выучил! Он правильно поступил! У нас получилось! Это осознание того, что на тебя смотрят десятки пар глаз, учатся не только писать слова без ошибок, но и любить родной язык, а значит, и свою страну. И это не только на уроках, но и в жизни, ведь невозможно воспитать в детях то, примером чего ты сам не являешься, это подтверждают мысль немецкого педагога А. Дистервега: «Самым поучительным примером для ученика является сам учитель».
Хочется, чтобы дети не просто получали в школе знания, а научились их самостоятельно добывать, отбирать наиболее важную, значимую и достоверную информацию, а в жизни стали достойными людьми. Известный педагог В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь?» Я считаю, что ответ на этот вопрос следует искать в содержании уроков литературы. Произведения В.Астафьева, А.Платонова, А.Чехова, А.Солженицына – тот материал, на котором следует учить детей добру, состраданию, честности, трудолюбию, а в общем и целом – человечности. К сожалению, не всегда удается достучаться до детского сердца. В современном мире люди, и даже дети, так привыкли к жестокости и лжи, что именно они часто кажутся нормой, а нравственность - чем-то исключительным. Но я думаю, что пытаться стоит, как бы трудно это ни было. Поэтому в своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
1.Создавать условия для всестороннего развития личности: интеллектуального, эмоционального, нравственного, социального.
2.Ориентировать ребенка на культуру общения и поведения не только в школе, но и за её пределами.
3. Оценивать не детей, а их поступки.
4. Давать ребенку возможность исправить ошибку.
5. Не допускать равнодушия.
Сегодня учитель, как и десятки лет назад, вопреки всему строит самое важное на свете здание – здание человеческой души. Будет ли оно прочным, красивым и устойчивым, зависит от каждого кирпичика, от каждого урока, от каждого слова, взгляда, поступка учителя.
Я учитель.
Я сижу за столом, хоть уж стало темно,
Лишь снежинки тихонько стучаться в окно,
Спит семья мирным сном уж давно за стеной,
Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.
В них ошибки любимых моих сорванцов -
Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.
Этот слишком уверен, а этот раним,
Этот любит, чтоб я говорила лишь с ним.
Все они непохожи, но в каждом свой мир,
Этот будущий летчик, а этот Шекспир,
Ну а этот…ну, право, зачем мне гадать,
Важно, чтоб человеком хорошим мог стать.
Я учу их не только писать и читать,
Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,
И добро чтоб дарили с открытой душой,
И, чтоб, Родиной нашей гордились большой.
Я учитель, и, видно, так дано мне судьбой
Малышей в мир открытий вести за собой,
(Суркова С.В.)
|