Среда, 18.06.2025, 06:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литература

Конспект урока литературы по теме «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни"
[ Скачать с сервера (18.0 Kb) ] 29.03.2015, 21:46

 

 

Класс: 9

Тема: Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Реализм романа.

Цель: - раскрыть роль автора в романе; показать, как автор способствует созданию «энциклопедии русской жизни» расширению границ романа.

Задачи:

Образовательные: -  выявить роли автора в романе: автор-повествователь, автор-персонаж, автор - лирический герой;

- определить, что способствует расширению границ романа;

- доказать, что роман носит реалистический характер.

Развивающие: - развивать навык анализа художественного произведения, разграничения автора и лирического героя, выделения из текста точки зрения автора по различным вопросам.

Воспитательные: - формировать интерес к жизни, быту и нравам наших предков, культуре русского народа на разных этапах его существования.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

В романе «Евгений Онегин» автор выступает не только в роли рассказчика, его можно назвать и полноценным героем произведения, им самим созданного, причем он расширяет границы романа, отходя от изображения судьбы главных героев и изображения их характеров, то есть делает лирические отступления на абсолютно различные темы, касающиеся жизни и быта русского народа. Наша задача сегодня – выявить роли автора в романе и выяснить, чему посвящены лирические отступления, сделанные автором.

3. Работа по теме урока, реализация домашнего задания.

Вопросы и задания для обсуждения

— Охарактеризуйте композиционные «роли» образа автора. Докажите, что автор в романе является персонажем, повествователем, лирическим героем, который рассказывает о себе и своей жизни.

Докажите, что автор — друг и добрый знакомый Онегина. Как он относится к Онегину? Какие взгляды автора и Онегина совпадают? (Гл. I, стр. ХLV—ХLVI, LVI.)

— Докажите, что автор — покровитель и защитник Татьяны. Как это проявляется в стилистике повествования о Татьяне? (Гл. III, стр. V—ХII, XXIV—ХХV, XXXI—ХХХII; гл. IV, стр. ХХIII—ХХIV; гл. VI, стр. XVIII; гл. VIII, стр. ХIV—ХVI, LI.)

— Каково авторское отношение к романтической поэзии и судьбе Ленского? (Гл. II, стр. Х, ХV; гл. IV, стр. ХХVI, LLI; гл. VI, стр. ХХIII, ХХХVI—ХХХIХ, ХLIII; гл. VII, стр. VIII—ХI.)

— Какова авторская оценка Ольги? Нет ли в ней противоречий? (Гл. II, стр. ХХI, ХХIII; гл. VI, стр. ХII—ХIV; гл. VII, стр. VIII—ХII.)

— Какова авторская оценка конфликтов, проявившихся во взаимоотношениях между героями?

— Какие характерные черты автора проявились в оценках изображения «энциклопедии русской жизни»?

4. Практическая работа

Роль лирических отступлений в романе,

- Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях. Они отражают его мнение о балах, моде, еде, театре, быте, любви, русском языке, поэзии, смерти и бессмертии, отношениях человека с друзьями, родными, женщинами и т.д.

Практическая работа по анализу лирических отступлений

Общий вопрос:

• О чем размышляет автор-повествователь в лирических отступлениях и как это его характеризует?

1. О поэзии и замысле романа (гл. I, стр. LVII—LХ).

2. О смерти и бессмертии (гл. II, стр. XXXVIII XL).

3. О русском языке и женском образовании (гл. III, стр. XXVII—ХХХ).

4. Об отношениях человека с друзьями, родней и женщинами (гл. IV, стр. ХVIII—ХХII).

5. О вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни (гл. VI, стр. ХLIII—ХLVI).

6. О Родине и Москве (гл. VII, стр. XXXIII—ХXXVIII).

7. О музе и судьбе поэта (гл. VIII, стр. IVI).

8. О смысле жизни (гл. VIII, стр. IХ—XII).

9. О читателях и финале романа (гл. VIII, стр. ХLIХ—LI).

Автор проявляется в романе в нескольких «ролях»: и как герой романа, и как рассказчик, и как лирический герой, выражающий свои чувства и переживания. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности, пытается привлечь читателя к обсуждению вечных, общечеловеческих проблем. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это раздумья о связях человека с окружающими людьми, о творчестве, таланте, способностях, об отношении к Родине. Образом автора в романе объединяются картины русской жизни, и он является связующим звеном в «энциклопедии русской жизни».

5. Лекция учителя

Реализм романа

Реализм романа Пушкина проявился в новаторском характере изображения человека и действительности, демократизации литературного языка, а именно:

• Пушкин ставит своей художественной задачей показать тип современного человека, героя своего времени.

• Историческая эпоха выражается в конкретной истории каждого героя и вымышленном сюжете романа.

• В романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени.

• Герои действуют не в исключительных обстоятельствах (как в романтических произведениях), а в привычном им окружении (Петербург, Москва, деревня).

• Сама действительность и герои романа показаны в динамике; их характеры претерпевают эволюцию.

• Общее, типическое для людей пушкинской среды проявляется через их специфические, индивидуальные черты.

• Характеры героев многогранны и построены не по литературным схемам, а по законам реальной жизни.

• Автор не судит своих героев, а анализирует их характеры и поступки, как очевидец, обычный человек той же эпохи, что усиливает жизненную правдивость повествования.

• Эмоциональная окраска картин жизни и внутреннего мира человека, пафос авторского повествования отражают мировоззрение передового человека эпохи Пушкина.

• Лиро-эпический характер нового для русской литературы жанра — романа в стихах — приводит Пушкина к необходимости разнообразить традиционный для русской поэзии четырехстопный ямб и создать новую строфическую форму — онегинскую строфу. Автор стремится сблизить книжный язык с общеупотребительным, разговорным.

6. Итог урока

Роман «Евгений Онегин» по своей родовой принадлежности является лиро-эпическим произведением, где неразрывно переплетаются два поэтических мира: история взаимоотношений Татьяны и Онегина и мир автора, который рассказывает читателю эту историю. В образах главных героев отразились характерные черты людей пушкинского круга и его эпохи, причем если Онегин — герой времени, то Татьяна — своего рода вечный образ, соединивший в себе идеальные черты русской женщины. Автор в романе проявляется как «проекция» самого Пушкина или как его «автопортрет». Он соседствует со своими читателями, неоднократно обращаясь к ним, с вымышленными героями, персонажами книг, которые читают его современники и герои романа, с реальными историческими лицами, людьми из близкого круга Пушкина. «Евгений Онегин» — это всеохватная картина русской жизни. В нем отразились черты нового направления русской литературы реализма.

7. Домашнее задание

Подготовиться к обсуждению критических откликов на роман «Евгений Онегин» (индивидуальные сообщения по плану: 1) Что критик говорит о героях романа? 2) Что говорит о личности и мастерстве автора? 3) Как оценивает изображение русской действительности? по статьям Белинского, Достоевского, Писарева ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Литература | Добавил: msvinogradova1991
Просмотров: 16349 | Загрузок: 822 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск