Задание 7 (из ОБЗ)
1. Среди предложений 13–30 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (13)Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. (14)Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. (15)Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок! (16)Может быть, она стонала? (17)Может быть, боялась за свою жизнь? (18)Я ничего этого не знал. (19)Я мог её только жалеть.(20)Но через неделю рану затянуло коричневым. (21)Это она сама себя вылечила. (22)И как раз в это время у неё стали набухать почки. (23)И полезли из них зелёные язычки. (24)Тысячи. (25)Из каждой почки вылез язычок.(26)Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. (27)Она была мне нужна, эта берёза. (28)Я привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве было то, что помогало мне находить хорошее настроение. (29)Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. (30)Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне.
2. Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения. (17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке
из-под картошки нашёл игрушку.(19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом»,
затем – тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.
3. Среди предложений 1–8 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений. (1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:(3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:– (5)А кого она не достала!(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
4. Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
5. Среди предложений 15—19 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (15)Такой уж у неё характер: на себе она и шерстинки грязной не потерпит.(16)А глупая кряква, облетев порядочный круг и убедившись, что лисица ушла, опустилась на своё гнездо, проверила, все ли одиннадцать бледно-зелёных яиц налицо, и, опустив нос, полузадремала.(17)Что ж, всякий защищает своих детёнышей так, как умеет. (18)Она, кряква, драться не может никак: клюв у неё плоский, мягкий, лапы тоже мягкие. (19)Ей это отлично известно, и она добросовестно предлагает врагу съесть её, глупую, вместо её детёнышей.
6. Среди предложений 1—7 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений. (1)Ранним утром лисица вышла из норы и рысцой побежала прямо к болоту: накануне она заметила на кочке утиное гнездо, но, имея много других забот, не успела с ним разобраться. (2)В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят. (3)Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод. (4)Детей нельзя кормить первой попавшейся дрянью: дети — дело нежное.(5)Лисица уже приготовилась перепрыгнуть неширокую лужу, отделявшую знакомую кочку от берега, когда вдруг прямо перед её носом на воду шлёпнулась утка и затрепыхалась. (6)Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла. (7)И, вся выпачканная, мокрая, лисица, фыркая и отплёвываясь, выбралась на берег в бешенстве.
7. Среди предложений 7–15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения. (7)С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки. (8)Лёля окончательно ввела её в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.(9)Девочка звала собаку к себе:— (10)Кусачка, пойди ко мне! (11)Ну, хорошая, ну, милая, пойди! (12)Сахару хочешь?(13) Ну, пойди же!(14)Но Кусака не шла: боялась. (15)И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
8. Среди предложений 18–21 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (18)Ты не веришь мне, Кусачка?(19)И Кусачка поверила: второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят её или приласкают. (20)Но её приласкали. (21)Маленькая тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.
9. Среди предложений 27—31 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений. (27)На мгновение она точно застыла на ветке: огромное чудовище хотело коснуться ели, протянуло руку к дуплу… (28)А там дети, её дети!(29)Белочка почти свалилась на землю, промчалась между ногами стоявших вокруг ёлки людей и скрылась в дупле. (30)Никто не успел промолвить ни слова, а она уже выскочила из дупла, держа во рту испуганного бельчонка. (31)Проворно закинув его на спину, опять промчалась под ногами людей и мгновенно исчезла.
10. Среди предложений 16—20 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (16)Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее. (17)Тяжёлый удар о землю. (18)Всё!— (19)Чистая работа! — весело проговорил молодой паренёк и вдруг закричал: — (20)Ребята, гляди!
11. Среди предложений 19–25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!
12. Среди предложений 1–4 найдите предложения с несогласованным определением. Напишите номера этих предложений. (1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.— (2)Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.(3)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:— (4)С тобой что-то случилось?
13. Среди предложений 25–32 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (25)Я ему говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку залезу!»(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.— (28)А почему вы всё спрашиваете?(29)Старик разгладил длинную бороду.— (30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово… (32)Я скажу тебе это слово.
14. Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
15. Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.– (8)Заходите, товарищ лейтенант.
16. Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. (10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
17. Среди предложений 10–15 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения. (10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
18. Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным уточняющим дополнением. Напишите номер этого предложения. (1)Тема «Словом можно убить, словом можно спасти» – вечная в своей актуальности. (2)Газету мы читаем, радио слушаем, телевидение и видим, и слышим, но всё это текст, живущий язык. (3)И меня очень беспокоит языковая ситуация, которая складывается в СМИ (средствах массовой информации).(4)Утрачиваются лучшие традиции российской журналистики. (5)Если вы возьмёте публикации начала ХХ века, то увидите, что очень известные журналисты, публицисты умели писать и хлёстко, и едко, и колко, и иронично, но не используя той лексики, которая по определению ассоциируется в сознании нормального носителя русского языка с представлением об оскорблении деловой репутации, унижении чести и достоинства человека, организации или дела.(6)В СМИ выплёскиваются тонны компромата, который я не могу ни с чем сравнить, кроме того, что изрыгает из себя чересчур много выпивший человек. (7)Но, простите, пьяница травит сам себя, а здесь-то всё это исторгается миллионными тиражами на страницах, радиоволнах и телеэкранах!
19. Среди предложений 16–23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. (16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (21)Колеблющимся светом она обозначала столик у стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася, прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.
20. Среди предложений 20–23 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений. (20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
21. Среди предложений 42—48 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (42)Вот я и решила тут: пойду работать в библиотеку, и непременно в детскую, понимаете?— (43)А как же балет? — не выдержала мама.— (44)Ах, как всё это далеко! — рассмеялась Татьяна Львовна. — (45)А мы с вами в другой жизни. (46)Война, холод, детские книги. (47)Да, здесь не сцена, а правда.— (48)Зачем нам, — проговорила мама, опустив голову, — такая правда?
|