Вторник, 17.06.2025, 12:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

Дидактический материал по теме «Сложноподчинённые предложения» 9 класс
[ Скачать с сервера (22.3 Kb) ] 30.03.2015, 16:53

Дидактический материал по теме «Сложноподчинённые предложения»

 

Придаточные определительные предложения

1.Выпишите из каждой группы СПП с придаточным определительным, выделите грамматическую основу, составьте схему.

А) Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец) Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)

Б) Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин) Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев) Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

В) Все молчали,  чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский) Дождь лил как из ведра,  так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков) Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)

Г) Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов) Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

  1. Замените причастный оборот придаточным определительным:

А) Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)

Б)  Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)

В) Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)

3. Составьте 4 предложения с придаточными определительными, используя разные союзы (союзные слова).

 

Придаточные изъяснительные предложения

Спишите предложения.  Подчеркните грамматические основы, задайте вопрос от главного предложения к придаточному, укажите слово или словосочетание, к которому относится придаточное предложение. Определите тип придаточных. Обозначьте союзы и союзные слова. Главное и придаточное предложения обозначьте скобочками.

1.Я и сам не подозревал какими тонкими крепкими незримыми нитями было привязано мое сердце к этой оч…ровательной, непонятной для меня девушке.

2.Я (не)знал какие птиц… водят…ся в нашем лесу за озером.

3.Комната где лежал Илья Ильич с первого взгляда к…залась прекрасно убран…ою.

4. Крик этой таинственной птиц… слышали каждую весну но не знали какая она и где живет.

5.Сложилось впеч…тление что люди вообще не подозревают о существовании сирот ри живых родителях.

6. Временам Боброву начинало казат…ся что он мчит…ся по какому(то) крутому (косо)гору и (вот) вот (в)месте с экипажем и лошадьми (по)летит с отвес…ной кручи в глубокую пропасть.

7.Лошади зашлепали ногами по какой(то) луже в которой (за)прыгало и (за)рябилось багровое бл…стящее пламя факела.

8.Очевидно было что Савельич (передо)мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

9.Я с уверенностью говорю самому себе что сейчас меня постигнет какое(то) новое горе.

 

Придаточные изъяснительные предложения

Запишите предложения, подчёркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. Обозначьте главные и придаточные предложения, определите типы придаточных предложений. Обозначьте обособленные члены, раскройте скобки.

Каждый день проходил я мимо берёзы на которой чернело гнездо. 2)Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан? 3) Хочу что (б) труд мой вдохнове(н, нн)ый когда (нибудь) увидел свет. 4) Он спускался с гор вершины которых уже не видны в темноте. 5) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. 6) Тогда Никите представилось как на холодном, тёмном чердаке нанесло снегу…7) Шаги и осыпь камней глушил всё нарастающий, всё призывней ревущий гул потока на котором вспыхивали и гасли клочья белой пены. 8) В дружбе тот обманут будет, кто, храня в ней тишь да гладь, для беседы с другом станет только нежных слов искать. 9) А мы (н..) удивляемся и помним как величаво входит в каждый день обыде(н, нн)ость похожая на подвиг и подвиг ставший буднич(?)ным трудом.10) Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах меж которыми лишь (кое) где видна бледная просинь. 11)  Мы все любили его за (то) что он (н..) похож на всех. 12) Я (н..) мог представить что (бы) экваториальное небо бывало хоть когда (нибудь) серым. 13) За чаем видя что отцу (н..) хочется разговаривать Нина то (же) молчала.

Придаточные обстоятельственные предложения

Спишите.  Найдите главное и придаточное предложения, задайте вопрос от главного к придаточному, определите его тип, выделите союз или союзное слово. Укажите, к чему относится придаточное предложение.

1)Всюду куда ни взглян…шь т…нулась (без) конца бурая невеселая равнина. 2)Солнце спряталось за холодные вершины и бел…ватый туман начал ра…ходиться в д…линах когда на улице ра…дался звон дорожного колокольчика. 3) Есть поздняя осень когда ветер даже с елок несет опавшие на них листья берез и осин. 4)У меня до сих пор сохранилась та фотография  где я стою на палубе водолазного катера.  5)Чтобы с…кратить путь я свернула на сиреневую ал(л)ею возле стены храма и ост…новилась как вкопан(н)ая.  6) В синеватой дали где последний холм сливается с туманом ничто не шевелилось. 7) Для того чтобы научиться говорить правду людям надо научиться говорить ее самому себе. 8) Девятиклассники отправятся в поход если не будет дождя. 9) Чтобы не заблудит…ся в лесах надо знать приметы. 9) (Не) слушайте никогда тех кто говорит дурно о других и хорошо о вас. 10) (За)тем все перешли в токарный цех где главным образом отделывались вагонные и паровозные колеса. 11) Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара который медленным шагом шел за своим товаром. 12) Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким что без труда влез к нему в карман. 13) Куда ушла она никто не мог сказать.

Придаточные предложения образа действия и степени

Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите главное и придаточное предложения, задайте вопрос от главного к придаточному, определите его тип. Обозначьте указательные слова, а также союзы и союзные слова.

1. Наша публика так ещё молода и простодушна что не понимает басни если в конце её не находит нравоучения. 2. Дождь был так густ, что ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залёг в лесу. 3. Почтенный замок был построен, как замки строиться должны. 4. Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветов что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще. 5. Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. 6. Обо всём он говорил по-своему и так что это запомнилось на всю жизнь. 7. Этой зимой снег выпал поздно но падал четыре дня без перерыва и так завалил знакомую землю что ее не узнать. 8. Дядюшка пел так как поёт простой народ.9.Дни стояли тёплые безветренные и комара народилось такое количество что без веточки и шагу не ступишь .10. Он стоял на такой высоте что люди снизу должны были смотреть на него закинув головы.11. Такой звон и пенье стояли на главной улице будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу а оглушительную музыкальную ноту.

 

Придаточные предложения следствия

1.Продолжите предложения,  используя союзы и союзные слова, данные в скобках. Установите, к какому виду относится каждая придаточная часть сложноподчинённого предложения.

1) Мы открыли книгу, (которая...; чтобы...; так как... ; хотя...).

2) Перед нами открылся удивительный сельский пейзаж, (какой...; так что... ; когда...).

3) Подружки по секрету сообщили новость, (которая... ; потому что...; так что... ; как будто...).

2.Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений, укажите вид придаточных.

1) Ветки были сухие так что пламя взметнулось высоко к небу. 2) Глаз не свожу с г_ризонта где м_тели пляшут чардаш. 3) К_залось мне что туча с тучей сш_бётся где(то) (в)вышине... 4) Он слушал внимательно, так что все запомнил. 5) Тот кого учителем сч_таю как тень прошёл и тени (не)оставил. 6) И (не)похожа на полёт похо_ка медле(н, нн)ая эта как(будто) под ногами плот а (не)кв_дратики п_рке-та. 7) Бывало я (с)утра молчу о том что сон мне пел. 8) Вишневые деревья были низкорослые, так что для сбора ягод не требовалось лестницы. 9) Когда я называю по пр_вычке моих друзей з_ветных имена всегда на этой стра(н, нн)ой пер_кличке мне отв_чает только тишна. 10) Лил сильный дождь, так что на крыльцо нельзя было выйти. 11) Когда б вы знали из какого сора р_стут стихи (не)ведая стыда как ж_лтый одуванчик у забора как л_пухи и л_беда.

(А. Ахматова)

 

Категория: Русский язык | Добавил: msvinogradova1991
Просмотров: 17445 | Загрузок: 449 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск