Цель урока: познакомить учащихся с понятиями диалог, реплика, формировать умения записывать и составлять диалоги;
Задачи:
Образовательные:
- дать понятие о диалоге;
- показать расстановку знаков препинания в диалоге;
Развивающие:
- развивать навыки выразительного чтения, ведения диалога, речевого этикета;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к совершенствованию собственной речи, желание сделать ее грамотной, культурной и содержательной.
Ход урока:
I. Повторение.
1. Проверка домашнего задания.
Упражнение 247 – чтение предложений, составление схем на доске.
Упражнение 250 — речевой этикет.
Внимание учащихся следует обратить на то, что слово пожалуйста в предложении выделяется запятыми (стр. 115).
3. Слово учителя.
Предложения с прямой речью можно заменить сложными: Волк спросил лису, что она кушает. Чья-либо речь при этом не передаётся дословно.
— Замените простое предложение с прямой речью сложным.
Девочка попросила: «Покажите мне новый учебник».
Библиотекарь сказала: «Эта книга получена на прошлой неделе».
Учитель посоветовал: «Обратите внимание на эти вопросы».
Прохожий спросил: «Как мне пройти к вокзалу?»
— Запишите 2 сложных предложения. (Учитель посоветовал, чтобы мы обратила внимание на эти вопросы. Прохожий спросил, как ему пройти к вокзалу.)
4. Синтаксический и пунктуационный разбор.
«Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил?» — говорит ему конёк. (П. Ершов.)
5. Составьте предложения по схемам:

II. Новый материал.
- Материал для наблюдения (стр. 116—117).
- Сколько человек должно участвовать в разговоре, чтобы его можно было назвать диалогом?
- Как в диалоге называются слова каждого лица?
- Всегда ли в диалоге есть слова автора?
- Как выделяются на письме высказывания каждого говорящего?
- Какие знаки препинания ставятся, если реплика сопровождается словами автора?
Учащиеся делают вывод, что диалоги передают разговор нескольких лиц.
Слова каждого говорящего составляют реплику.
Каждая реплика пишется с новой строки, перед ней ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, только без кавычек.
Реплики могут быть различными по цели высказывания и по интонации.
Чтение правила (стр. 117).
2. Выразительное чтение диалога, знакомство со схемой записи диалога — упражнения 252 (устно).
III. Закрепление.
1. Запишите под диктовку.
Бежит ёжик
Вдоль дорожек
Да скользит на льду.
Говорит ему лисица:
— Дай, переведу.
Отвечает серый ёжик:
— У меня две пары ножек.
Сам я перейду!
(С. Маршак.)
- Упражнение 254 (письменно).
- Работа по речевому этикету.
- Прочитайте диалог, записанный на доске, ответьте на вопрос: «Какие правила речевого этикета были нарушены в этом диалоге?». Исправьте диалог в соответствии с этими правилами.
- Алло! Мне Витю.
- Алло!
- Ну, ты как?
- Нормально, а ты?
- Ничего. Что по русскому задали?
- Составить диалог.
- А ты составил?
- Нет, я не знаю, что писать.
- И я не знаю.
4. Запишите в форме диалога.
— Где ты была сегодня, киска?
— У королевы у английской.
— Что ты видала при дворе?
— Видала мышку на ковре.
(С. Маршак.)
IV. Итог. Рефлексия.
- Какие знаки препинания ставятся при прямой речи?
- Как оформляется на письме диалог?
- Чем похоже назначение прямой речи и диалога?
- Какой из этих двух способов передачи чужой речи показался вам сложным?
V. Домашнее задание: § 49, упражнение 253 или 256.
|