Вторник, 17.06.2025, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

Конспект урока по теме "Личные окончания глаголов"
[ Скачать с сервера (19.9 Kb) ] 28.03.2015, 22:02

 

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: Личные окончания глаголов.

Цель деятельности учителя: систематизировать ранее изученное о признаках безударных личных окончаний глаголов в соответствии со спряжением глагола.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правило употребления на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо), употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Этап

Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

 

- Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости».

- Как вы понимаете ее смысл?

- Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий».

- Что это за часть речи?

2. Актуализация и пробное учебное действие.

 

На доске записаны глаголы:

Блест…шь, мечта…шь, плыв…шь, мелька…т, леж…те, помеша…те, по…т, мел…т.

- Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударение. Разделите их на 2 группы.

- Какие глаголы вошли в первую группу? (Глаголы с ударным личным окончанием)

- Как можно определить спряжение глаголов с ударным личным окончанием? ( Если у глагола в окончании буква е, а у 3 л. мн.ч ут, ют –это глаголы 1 спряжения, а если гласная и, а у глаголов 3 л. мн.чат, ят – это глаголы 2 спряжения)

- Какие глаголы вошли во вторую группу?

- Какую трудность вы видите в написании безударных личных окончаний глаголов?

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? (Его спряжение)

- Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно узнать по неопределенной форме. Спишите глаголы, данные на доске, а рядом с каждым глаголом запишите его неопределенную форму:

Ходишь – (ходить)

Режешь – (резать)

Чистишь – (чистить)

Желтеешь – (желтеть)

Пилим - (пилить)

Дуешь – (дуть)

- Сравните полученные пары глаголов. Попытайтесь сделать вывод: как по неопределенной форме можно определить спряжение глаголов?

3. Выявление места и причины затруднения.

 

- Составим примерный план нашего рассуждения.

1) Что надо знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов? (Их спряжение).

2) Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

3) Какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению?

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

 

Сформулируйте  цели нашего урока.

- Выяснить, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению.

- Выяснить, как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

- Научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов.

5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

- Чтобы ответить на первый наш вопрос, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению, нужно обратиться к правилу (распечатка):

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить и стелить.

Также к нему относятся 4 глагола на –ать (гнать, дышать, слышать, держать) и 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть).

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

- На какой вопрос отвечают все глаголы- исключения, представленные в правиле?

- Как называется форма глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? (неопределенная).

- Значит что нужно сделать с глаголом, у которого требуется определить спряжение? (В какую форму его нужно поставить?)

Вывод: чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, его нужно поставить в неопределенную форму и применить правило.

- Как действовать после того, как мы определили спряжение? (Вспомнить, что если глагол 1 спряжения, в безударных окончаниях нужно писать е, у, ю, если 2 – и, а, я).

Повторим алгоритм действий при написании безударного личного окончания глагола:

  1. Ставлю глагол в неопределенную форму.
  2. Вспоминаю правило, определяю спряжение.
  3. В окончаниях глаголов 1 спр. пишу буквы е, у или ю, в окончаниях глаголов 2 спр. пишу и, а или я.

Объяснительный диктант. Работа по алгоритму (по цепочке):

Белеет, пилит, видит, колет, обидит, краснеет.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 

Упражнение 89 (работа над орфограммой правописание безударных личных окончаний глаголов) - письменно.

Упражнение 90 (работа над орфограммой ь на конце глаголов после шипящих, раздельное правописание не с глаголами) – устно.

8. Рефлексия.

 

- Какие трудности у вас возникали в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- С чем вы справились без труда?        

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

9. Домашнее задание.

 

Параграф 19 выучить глаголы-исключения и алгоритм определения безударного личного окончания глаголов, упр. 92 письменно или составить словарный диктант на изученную орфограмму (10-15 слов)

 

Категория: Русский язык | Добавил: msvinogradova1991
Просмотров: 3827 | Загрузок: 123 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 работа • 21:40, 18.04.2016
спасибо, очень содержательно и доступно!!!!
avatar
Вход на сайт
Поиск