Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Личные окончания глаголов.
Цель деятельности учителя: систематизировать ранее изученное о признаках безударных личных окончаний глаголов в соответствии со спряжением глагола.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать правило употребления на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо), употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.
Этап
|
Ход урока:
|
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
|
- Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости».
- Как вы понимаете ее смысл?
- Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий».
- Что это за часть речи?
|
2. Актуализация и пробное учебное действие.
|
На доске записаны глаголы:
Блест…шь, мечта…шь, плыв…шь, мелька…т, леж…те, помеша…те, по…т, мел…т.
- Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударение. Разделите их на 2 группы.
- Какие глаголы вошли в первую группу? (Глаголы с ударным личным окончанием)
- Как можно определить спряжение глаголов с ударным личным окончанием? ( Если у глагола в окончании буква е, а у 3 л. мн.ч ут, ют –это глаголы 1 спряжения, а если гласная и, а у глаголов 3 л. мн.чат, ят – это глаголы 2 спряжения)
- Какие глаголы вошли во вторую группу?
- Какую трудность вы видите в написании безударных личных окончаний глаголов?
- Определите тему сегодняшнего урока.
- Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? (Его спряжение)
- Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно узнать по неопределенной форме. Спишите глаголы, данные на доске, а рядом с каждым глаголом запишите его неопределенную форму:
Ходишь – (ходить)
Режешь – (резать)
Чистишь – (чистить)
Желтеешь – (желтеть)
Пилим - (пилить)
Дуешь – (дуть)
- Сравните полученные пары глаголов. Попытайтесь сделать вывод: как по неопределенной форме можно определить спряжение глаголов?
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
- Составим примерный план нашего рассуждения.
1) Что надо знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов? (Их спряжение).
2) Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?
3) Какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению?
|
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.
|
Сформулируйте цели нашего урока.
- Выяснить, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению.
- Выяснить, как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
- Научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов.
|
5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
- Чтобы ответить на первый наш вопрос, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению, нужно обратиться к правилу (распечатка):
Ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить и стелить.
Также к нему относятся 4 глагола на –ать (гнать, дышать, слышать, держать) и 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть).
Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.
- На какой вопрос отвечают все глаголы- исключения, представленные в правиле?
- Как называется форма глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? (неопределенная).
- Значит что нужно сделать с глаголом, у которого требуется определить спряжение? (В какую форму его нужно поставить?)
Вывод: чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, его нужно поставить в неопределенную форму и применить правило.
- Как действовать после того, как мы определили спряжение? (Вспомнить, что если глагол 1 спряжения, в безударных окончаниях нужно писать е, у, ю, если 2 – и, а, я).
Повторим алгоритм действий при написании безударного личного окончания глагола:
- Ставлю глагол в неопределенную форму.
- Вспоминаю правило, определяю спряжение.
- В окончаниях глаголов 1 спр. пишу буквы е, у или ю, в окончаниях глаголов 2 спр. пишу и, а или я.
Объяснительный диктант. Работа по алгоритму (по цепочке):
Белеет, пилит, видит, колет, обидит, краснеет.
|
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
|
Упражнение 89 (работа над орфограммой правописание безударных личных окончаний глаголов) - письменно.
Упражнение 90 (работа над орфограммой ь на конце глаголов после шипящих, раздельное правописание не с глаголами) – устно.
|
8. Рефлексия.
|
- Какие трудности у вас возникали в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- С чем вы справились без труда?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
|
9. Домашнее задание.
|
Параграф 19 выучить глаголы-исключения и алгоритм определения безударного личного окончания глаголов, упр. 92 письменно или составить словарный диктант на изученную орфограмму (10-15 слов)
|
|