Вторник, 17.06.2025, 22:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"
[ Скачать с сервера (16.5 Kb) ] 29.03.2015, 11:42

 

Класс: 5

Тема: Синонимы.

Цель деятельности учителя: систематизировать ранее изученное о синонимах; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарем синонимов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать: понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов).

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

УМК: под ред. Т.А. Ладыженской.

 

Этапы

Ход урока:

1.Организационный момент.

 

 

-Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять!

Действительно, тема у нас сегодня очень важная. От того, насколько хорошо вы ее усвоите, зависит, насколько грамотна, красива и выразительна будет ваша речь.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

 

А)Проверочная работа с использованием электронногоприложения к учебнику по темам «Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Б) Работа с диалогом:

Прочитайте диалог, записанный на доске:

Таня каким тебе запомнился Герасим? Хорошим. Что ты можешь сказать о его собачке? Она тоже хорошая. А повесть в целом тебе понравилась? Да, хорошая.

- Какие ошибки вы заметили в диалоге?

+ Диалог неправильно оформлен, не все знаки препинания расставлены, слишком часто повторяется слово «хороший».

- Запишите данный диалог, правильно оформляя его и не допуская повтора слов.

3. Выявление места и причины затруднения.

 

- Почему девочка, отвечая на все вопросы, использовала слово «хороший»?

+ Она хотела выразить одобрительную  оценку, но ее словарный запас беден и она не знает других слов для выражения положительной оценки.

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

 

- Что нужно сделать, чтобы в данном диалоге исключить повторение слова?

+ Заменить его другими, близкими по значению.

- У слов, близких по значению есть определенное название, известно ли оно вам?

- Не всегда слово, данное в тексте, мы можем заменить близким ему по значению словом, знаете ли вы, почему?

- Что делать, если вы не знаете, каким словом можно заменить данное?

Сформулируйте цели нашего урока:

- Выяснить, как называются слова, близкие по значению;

- Понять, когда слова можно заменять близкими им по значению словами, а когда нельзя;

- Узнать, что делать, если не получается подобрать близкие по значению слова.

5. Реализация построенного проекта.

 

Работа с материалом для наблюдения, представленным в учебнике (стр. 161-162).

- Как называются слова, близкие по лексическому значению?

- Почему о синонимах часто нельзя сказать, что это слова, одинаковые по лексическому значению?

- Чем, кроме оттенков значения могут различаться синонимы?

- Как поступать, если синоним к слову подобрать не получается? (Где мы можем найти синонимы к словам?)

- Найдите в словаре синонимы к словам: галантный, забияка, кабала, продуктивный.

- Стало ли понятнее лексическое значение слов после того, как вы узнали, какие слова им синонимичны?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Вернемся к диалогу, с которым вы работали в начале урока и проверим, что у вас получилось. В случае затруднений будем обращаться к словарю синонимов.

- Различается ли чем-то значение синонимов, использованных вами в диалоге?

- Почему не все синонимы к слову «хороший», данные в словаре, мы могли бы использовать в этом диалоге?

Замените данные слова синонимами и укажите, в каком стиле речи мог бы употребляться каждый из синонимов:

Помянет –…(вспомнит); подтрунивать -…(подсмеиваться); отворяй - …(открывай); хворать - …(болеть); одёжка –…(одежда); прыткий - …(быстрый);  чует- …(чувствует);  разевать- …(открывать).

Тест по теме «Синонимы» из единой коллекции ЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4fa4f345-7d58-41bc-a2bc-5bb5b5a10679/index_listing.html

 

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Упр. 362 (письменно)

Упр. 363(письменно)

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

Упр. 366(письменно)

 

8. Рефлексия учебной деятельности.

 

- Почему о синонимах нельзя сказать, что это слова, одинаковые по лексическому значению?

- Чем еще могут отличаться друг от друга синонимы?

- Что в работе над темой урока вызвало у вас трудности?

- Как вы их преодолели?

9. Домашнее задание.

 

Параграф  68 выучить определения, упр. 365 или 367.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Русский язык | Добавил: msvinogradova1991
Просмотров: 2570 | Загрузок: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск